161 ФЗ о государственных и муниципальных унитарных предприятиях

Банкротство МУП и ГУП происходит в общем порядке по нормам Гражданского кодекса и 127-ФЗ о банкротстве, но с некоторыми особенностями, связанными с особым статусом собственников имущества.

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ

Принят Государственной Думой11 октября 2002 года
Одобрен Советом Федерации30 октября 2002 года

Причины реформы

На основании Указа Президента №618 от 21.12.2017 о национальном плане ФАС хочет провести ликвидацию ФГУПов, ГУПов и МУПов на рынке конкуренции из-за того, что госзаказчики не применяют 44-ФЗ, а передают бюджетные деньги в форме субсидий организациям, которые им подчиняются для закупок ГУПами товаров, работ, услуг для нужд учредителя.

Эта ситуация наблюдается и на конкурентных рынках. Одновременно с этим большая часть унитарных предприятий функционируют в сегментах с достаточной конкуренцией. В основном они занимаются теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением, управлением жилым фондом, торговлей и оказанием услуг.

Указ президента о ликвидации МУПов и ГУпов

Понятие МУП и ГУП и особенности их правового статуса

На основании положений ст. 2 161-ФЗ от 2002 года «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» под унитарными предприятиями понимаются определенные коммерческие структуры, специфика которых заключается в отсутствии права собственности за имущество, используемое в работе. Перечень такого имущества закрепляет за унитарным предприятием его собственник.

Унитарные предприятия (МУП и ГУП) относятся по Гражданскому кодексу к определенному типу юрлиц, учредители которых не являются их участниками (по ст. 65.1 ГК). Унитарными организациями, помимо предприятий, считаются также казенные учреждения, фонды и АНО.

По нормам закона права собственности на имущество может принадлежать только государству (в лице РФ или региона РФ) или муниципальным властям. В зависимости от прав собственности на имущество унитарные предприятия разделяются на следующие:

  1. МУП – муниципальные унитарные предприятия.
  2. ГУП – государственные унитарные предприятия.

При этом унитарные предприятия имеют ряд схожих черт с частными коммерческими компаниями:

  1. Руководство унитарного предприятия подотчетно учредителю.
  2. МУП и ГУП отвечают по всем своим долговым обязательствам принадлежащим им имуществом.
  3. Собственник имущества в лице государства или муниципалитета может нести субсидиарную ответственность с МУП и ГУП за неисполненные долговые обязательства.

Для решения проблемы долговых обязательств в унитарных предприятиях применяются две основные схемы:

  1. Приватизация – в рамках которой осуществляется поиск заинтересованного покупателя и осуществляется смена собственника. В результате компания переходит из государственной и муниципальной собственности в частные руки.
  2. Банкротство – процедура признания финансовой несостоятельности, которая направлена на решение проблемы с долгами перед кредиторами в строго урегулированном процессуальном порядке.

Через механизм банкротства унитарные предприятия сегодня решают две основные задачи: очищают МУП или ГУП от кредиторской задолженности и переоформляют права собственности на активы на иное лицо.

ГУП и МУП проходят процедуру банкротства по общим правилам 127-ФЗ «О несостоятельности» от 2002 года, по которым банкротятся все российские

предприниматели

, юридические и физические лица. Но определенный отпечаток на их банкротство накладывает правовой статус таких предприятий.

Процедура организации, реорганизации и ликвидации МУП опирается на нормы Гражданского кодекса (в частности, ст. 65.1, 113-114) и специального законодательства.

Деятельность ГУП и МУП регулируется положениями ФЗ-161 «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 2002 года. Указанный закон содержит такие положения:

  1. Руководитель унитарного предприятия назначается на свою должность собственником имущества (государственными или муниципальными органами власти). Он не должен быть в числе учредителей другого юрлица, заниматься коммерческой практикой и предпринимательской деятельностью, являться единоличным исполнительным органом, участвовать в забастовке. Единственной разрешенной дополнительной практикой руководства унитарного предприятия является преподавательская, научная и прочая творческая деятельность.
  2. Законодательно накладываются определенные ограничения на распоряжение имуществом предприятия. ГУП не вправе осуществлять целый ряд операций с имуществом без согласия собственника. В частности, передавать его в залог, продавать, вносить в качестве уставного капитала другого общества без согласия собственника.
  3. Некоторые сделки с МУП и ГУП, связанные с предоставлением займов, поручительством, получением гарантий, обременениями, договорами простого товарищества, подписываются только с согласия собственника имущества.

Все это направлено на недопущение незаконного вывода активов из компании.

Глава I. Общие положения

Статья 1. Отношения, регулируемые настоящим Федеральным законом

Статья 2. Унитарное предприятие

Статья 3. Правоспособность унитарного предприятия

Статья 4. Фирменное наименование унитарного предприятия и его место нахождения

Статья 5. Филиалы и представительства унитарного предприятия

Статья 6. Участие унитарных предприятий в коммерческих и некоммерческих организациях

Статья 7. Ответственность унитарного предприятия

Какие ГУПы и МУПы продолжат работать

В новой редакции п. 4 ст. 8 Федерального закона №161-ФЗ от 14.11.2002 о государственных и муниципальных унитарных предприятиях установлено, что ГУПы и МУПы продолжают создаваться и функционировать, и ликвидация муниципального предприятия не проводится, если цель организации — обеспечение жизнедеятельности:

  • органов исполнительной власти федерального уровня в таких сферах: оборонная, разведывательная, мобилизационная подготовка и мобилизация, безопасность на транспорте, международные отношения, госохрана, внутренние дела, гражданская оборона, защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, деятельность войск нацгвардии;
  • естественных монополий;
  • в области культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей;
  • за пределами территории России;
  • в районах Крайнего Севера;
  • с радиоактивными отходами;
  • по использованию объектов инфраструктуры морского порта, который находится исключительно в федеральной собственности.

161-ФЗ разъясняет, ликвидируются ли МУПы с естественной монополией — нет, что прописано в п. 4 ст. 8 Закона.

Под исключения попали и унитарные предприятия, которые утвердят федеральными законами, актами президента или правительства.

По представлению высшего должностного лица субъекта, по решению правительства ГУПы и МУПы создадут, если устраняют последствия ЧС или предотвращают угрозу нормальной жизнедеятельности населения. Создать новое ГУП, не ликвидируя старое разрешено не всегда. Во-первых, работает общий запрет на создание унитарных предприятий, а во-вторых, до 2025 года необходимо ликвидировать компании, которые не попали под исключения.

Органы и организации, которые уполномочены на создание ГУПов и МУПов, вправе направлять в Антимонопольную службу запросы о соответствии создания ГУПов и МУПов или изменения их деятельности (ст. 35.2 135-ФЗ от 26.07.2006).

Унитарное предприятие не создадут путем преобразования из других организационно-правовых форм и не проведут реорганизацию государственных предприятий, если в результате реорганизации одно или несколько создаваемых унитарных предприятий не будут соответствовать условиям по

п. 2 и 4 ст. 8 161-ФЗ

.

Последние поправки, внесенные в текст закона

В ходе последнего изменения от 29.12.2017 года был исправлен пункт 4 статьи 24.1, предусматривающий право унитарных образований, имеющих стратегическое значение для оборонно-промышленных комплексов, открывать счета в федеральной корпорации “Внешэкономбанк”, если данное условие предусматривается законом о банке развития от 17.05.2007.

Статья 21 предусматривает следующие полномочия руководителя унитарного предприятия:

  • Руководитель указанной организации является единым исполнительным органом. Он назначается собственником имущества единого учреждения и отчитывается только перед ним.
  • Руководитель вправе действовать от имени предприятия без доверенности. В его полномочия входит:
    • представление интересов организации;
    • заключение сделок от имени унитарного учреждения;
    • утверждение структуры и штата;
    • трудоустройство работников;
    • заключение и изменение трудовых договоров;
    • издание приказов, в установленном законом порядке;
    • организация и выполнение решений собственника имущества;
  • Руководитель не вправе занимать другие оплачиваемые должности. Исключения составляют преподавательская, научная или другая иная творческая деятельность.
  • Руководитель должен быть аттестован в порядке, установленном собственником имущества целостного предприятия;

Статья 22 описывает особенности заинтересованности в совершении сделок унитарным предприятием:

  • Сделка, в которой просматривается заинтересованность руководителя единого предприятия, может быть заключена только с согласия собственника имущества;
  • Руководитель признаётся заинтересованным, если члены его семьи или близкие родственники:
    • являются одной из сторон сделки или выступают в качестве заинтересованных третьих лиц;
    • владеют более двадцати процентов акций юридического лица, которое заключает сделку с унитарной организацией;
    • занимают управляющие места в фирме, являющейся одной из сторон сделки;
    • в других случаях, установленных уставом предприятия;
  • Руководитель обязан сообщать собственнику следующую информацию:
    • сведения об организациях, в которых его родственники или члены семьи занимают руководящие посты;
    • данные об юридических лицах, акциями которых владеют его родственники или члены семьи;
    • другая информация о возможных или совершаемых сделках, в которых его могут признать заинтересованным;
  • Сделка, в которой руководитель оказался заинтересован, признаётся недействительной в соответствии с иском унитарного предприятия или собственника имущества.

Статья 23 рассматривает специфику крупных сделок:

  • Крупной считается сделка или их взаимосвязанный ряд, в результате чего происходит отчуждение у унитарного предприятия суммы в размере более десяти процентов уставного фонда или превышающей в пятьдесят раз минимальный размер оплаты труда;
  • Для установления размера крупной сделки используются:
    • для отчуждённого имущества — данные бухгалтерского учёта;
    • для приобретённого — цена предложения;

Решение о совершении крупной сделки принимается собственником имущества унитарного образования.

Скачать закон об унитарных предприятиях

Скачать текст Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” в последней редакции. Предоставленный документ предназначен для подробного изучения положений закона и будет полезен для юристов, собственников и учредителей.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

История вопроса

Госдума 22 ноября 2018 года перенесла рассмотрение этого законопроекта в первом чтении из-за отсутствия антикоррупционной экспертизы проекта и других документов, которые, по словам председателя Госдумы Вячеслава Володина, не были представлены в профильный комитет согласно процедуре.

6 декабря 2018 года были проведены парламентские слушания, в ходе которых представители ФАС напомнили, что президент РФ Владимир Путин просил определиться с будущим ФГУПов и МУПов, и эта тема входит также в национальный план развития конкуренции.

Что нужно для торговли по 223-ФЗ

Основным документом заказчика по 223-ФЗ является Положение о закупке. Его разработка и утверждение является обязательным условием для применения упомянутого закона для всех заказчиков, в том числе и для унитарных предприятий. У них была возможность утвердить свои Положения до 1 октября 2018 года. Организации, которые успели это сделать, уже сейчас могут не применять 44-ФЗ.

Все прочие должны подготовить Положения до начала 2019 года. Документ нужно принять и разместить в ЕИС. В таком случае с 1 января можно будет проводить закупки по 223-ФЗ. Однако если этого не сделать, придется еще год работать по 44-ФЗ.

Как ликвидировать

В ст. 61 Гражданского кодекса прописано, кто может ликвидировать МУП, — это учредитель или суд. Федеральный закон №161 и ст. 63 Гражданского кодекса разъясняют порядок ликвидации унитарного предприятия по решению собственника. Обязанности тех, кто принял такое решение, изложены в ст. 62 ГК.

Вот пошаговая инструкция по ликвидации МУП в этом году:

Шаг 1. Принятие решения о ликвидации. Шаг 2. Передача информации в органы госрегистрации. Срок — в течение трех рабочих дней. Шаг 3. Создание ликвидационной комиссии и передача собственником ей всех полномочий.

Шаг 4. Передача комиссией информации о ликвидации организации и порядке выплат кредиторам в СМИ. Срок — не более 2 месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации.

Шаг 5. Утверждение промежуточного баланса.

Шаг 6. Окончание выплат.

Шаг 7. Подведение окончательного баланса и его утверждение учредителем организации.

Шаг 8. Передача остатков имущества учредителю.

В регионах уже начали появляться «дорожные карты» по ликвидации УПов. Вот пример одной из них:

Выдержка из дорожной карты

При необходимости законом предусмотрено проведение процедуры банкротства.

Глава VI. Заключительные и переходные положения

Статья 36. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 37. Переходные положения

Статья 38. О приведении нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Загрузка ...